Размышления Ярославны

Ярославна: – О Боже ты мой милостивый! Помоги мне, грешной… (вскидывает руки к небу)

Боян: – Ярославна, что ты несешь? Сценарий переверни!

Ярославна: – А? Что? Ах, ну да, точно! Кгхм… (переворачивает сценарий, откашливается) Не пристало ли мне, Ефросиньюшке, начать печальную повесть о жизни мужа моего, славного Игоря? (Бояну, вполголоса) А ты, Боян, не подсказывай, разберусь уж сама как-нибудь.

Вот ушел муж мой, лада моя, на войну с половцами биться за землю-матушку, а я одна, горемыка, осталась! Без главы-то семейства никак! Кто дров нарубит, чтоб печку затопить? ( во время этого и всех последующих монологов бурно жестикулирует)

Боян: – Каких дров, у каких дров? Тьфу! (сплевывает в пространство) Ты – жена князя новгород-северского, у тебя черни немерено! И про дрова плачет! (машет рукой на Ярославну)

Ярославна: – Ну и что? Я русская женщина и хочу, чтобы проблемы у меня были, как и у других простых русских женщин. И, между прочим, за Игоря вышла не потому, что он князь богатый, а только потому, что люблю его! О горе! (заламывает руки) Может, и не вернется он с войны, с ратной битвы? О солнце тресветлое, защити мужа и воинов его! О Днепр Словутич, не потопи ладьи русские! О ветер-ветрило, не неси на своих крыльцах стрелы поганых!

Боян: (качая головой) – Ой, Ярославна, ой, язычница…

Ярославна: – Неправда! Христианка я! Просто легче просить о помощи то, что видишь и знаешь! Так, о чем это я? Да о том, что князья эти многочисленные опять что-то не поделили! Им бы объединиться да против половцев, а они знай лясы точат, мол : «Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать!» Рано, ха! Да ничего не рано! Люди страдают, а князьям только дай вволю языками почесать! Поставили бы себя на место простого земледельца! Он, бедный, горбатится денно и нощно лишь для того, чтобы всякие-разные Ярославичи да Святославичи с голоду не померли! И вот в один прекрасный день приезжает к нему гонец, говорит: «Я, такой-то, прибыл по приказу князя такого-то, призываю вас в народное ополчение!» Земледелец со скорбной миной собирает пожитки, прощается с женой и детьми… (внезапно замолкает и начинает всхлипывать) Нет, я не могу больше это рассказывать – слезы на глаза наворачиваются! Ну разве дело это? Не дело! (плачет)

Боян: – Успокойся, Ярославна! Держи платок! (подает платок)

Ярославна: – Спасибо, Боянушка, родной ты мой! Спасибо! (утирает глаза платком; раздается стук в дверь)

Гонец: Ну, эта, войти-то можно? (входит, вручает письмо заплаканной Ярославне) С поля брани тут, значить, сообченьице! Вам зачитать, или вы потом, значить, сами будете? (застывает с услужливым выражением лица)

Ярославна: (не переставая всхлипывать) – Зачитай уж, родимый, ты!

Гонец: (вздохнув) – «От кого: Игорь-князь. Откуда: С Дону. Кому: ладе моей Ефросинье в терем. Лада моя Ефросинья тчк Соскучился по тебе тчк У меня все хорошо зпт если не считать того зпт что битву с половцами проиграли тчк (Ярославна вскакивает и хватается за сердце) Я не ранен зпт не беспокойся тчк Воины жутко испугались затмения тчк Говорили что видели птицу Див тчк Я им не верю тчк Привет детям тчк Твой муж князь Игорь тчк»

Боян: – Проиграли битву!

Ярославна: (одновременно с Бояном) – Он не ранен! Гонец: – Я, то ись, могу идти тчк? Тьфу, заело!

Ярославна: – Подожди! Ты часом не земледелец?

Гонец: (качая головой) – Нет! Еремей я, значить, трактирщик!

Ярославна: – Что ж, Еремей, награжу я тебя за добрые вести! Подожди у ворот! (поворачивается к Бояну) Ну вот, говорила же я, говорила! Объединяться надобно! А Всеволод, брат Игоря, мне: «А мои-то куряне … под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, дороги им знаемы…» Я уже тогда подумала: «Изверги, над дитями измываются! Кто ж так воспитывает!» (топает ногой, поскальзывается, падает)

Боян: – Осторожней надо быть! (помогает Ярославне подняться) Да уж, они молодцы – битву проиграли! Хоть прям щас иди плачь в Путивле на забрале!

Ярославна: – А это мысль!

Боян: – Эй, куда собралась? Не пущу! (выскакивает навстречу Ярославне, растопырив руки)

Ярославна: (не слушая Бояна, пишет, диктуя себе по слогам) – «Доч-ка! Уш-ла пла-кать на заб-ра-ле в Пу-тив ле. Бу-ду позд-но. Не ску-чай. Ма-туш-ка ТЧК!»

Елисеева Мария (10 класс)