33 года, с 1949 по 1982 годы, бессменным директором средней школы № 1 был Николай Анатольевич Кислов.

Николай Анатольевич родился в 1912 году в Коврове в семье служащих. «Мой отец до революции работал страховым агентом, а после революции бухгалтером в различных учреждениях и предприятиях города. Моя мать была домохозяйкой. Сестер и братьев не имею» – так писал он в автобиографии.

Н.А.Кислов
Н.А.Кислов

В 1929 году, окончив школу №1 (тогда это была первая в городе школа-девятилетка), Н.Кислов поступил на завод №2 (ныне завод им. В.А.Дегтярева) табельщиком. В 1930г. перешел работать на Ковровскую подстанцию электриком, но в мае 1932 года получил тяжелую травму и стал инвалидом I группы. Неспособность заниматься физическим трудом (отсутствие правой руки), подтолкнула Николая Анатольевича к поступлению в 1933г. в Ковровский рабфак, который он окончил год спустя. В этом же 1934г. он был принят на механико-математический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова. Однажды товарищ, с которым Николай Анатольевич жил в одной комнате общежития, попросил заменить его в школе, где подрабатывал, и пророчески напутствовал: «Может, у тебя лучше получится…». Получилось. Как позднее вспоминал Николай Анатольевич, работать в школе понравилось, но выбрать педагогику основной профессией – тогда такой мысли не было. В 1939г. окончившего с отличием МГУ Кислова направили на Ковровский машиностроительный (экскаваторный) завод. Но в связи с физическим недостатком должность инженера-конструктора исполнять было трудно.

В 1940г. Николай Анатольевич переходит на педагогическую работу. Сначала он преподает математику в средней школе №3, затем в 1941г. его назначают заведующим учебной частью. В 1942г., в трудное для страны время, он возглавил педагогический коллектив этой школы, а в 1944г. Николай Анатольевич принят в члены ВКП(б). Закончилась война. В 1946г. за свой успешный труд он был награжден правительством СССР медалью «За доблестный труд в годы Отечественной войны 1941 -1945г.г.»

В 1949г. Николая Анатольевича переводят на должность директора Ковровской средней мужской школы №1 (тогда наша школа называлась именно так, а совместное обучение девочек и мальчиков было введено в 1954г.). На этом посту он сменил Г.А.Горшкова. Этот год можно считать началом нового витка в истории нашей школы, которая в числе первых стала школой с производственным обучением и достигла больших успехов в соединении обучения с производительным трудом. За заслуги в области народного образования Президиум Верховного Совета РСФСР указом от 3 июня 1959г. присвоил Н.А.Кислову звание заслуженного учителя РСФСР. В 1960г. Николай Анатольевич представлял народное образование Коврова на Всероссийском съезде учителей. Это была не только высокая честь учителю за самоотверженный творческий труд – это было всенародное признание!

В рабочем кабинете
В рабочем кабинете

В 60-е годы у директора появляются новые заботы, ведь в нашей школе в 1963г. появляются классы с углубленным изучением математики и английского языка. Николай Анатольевич начинает подбирать опытных, сильных педагогов, которые стали его единомышленниками, на которых всегда можно было положиться. «Первая школа давно пользуется большим авторитетом в городе. Приятно осознавать, что в этом большая доля твоего труда», – говорил Николай Анатольевич в своем интервью, опубликованном в газете «Знамя труда». В 1982г. Кислову Николаю Анатольевичу исполнилось 70 лет, из них ровно 40 он был школьным директором. Итоги его педагогической деятельности весомы и значительны. Более тысячи ребят учились математике непосредственно у него. Более 150 «гвардейцев школы», так называл Николай Анатольевич лучших учеников, окончили школу с медалью. Разве это не успех директора?!

Нельзя не отметить общественную и государственную деятельность директора школы. Партийный стаж – 38 лет. В 1946-47гг. – секретарь партийной организации Ковровского гороно. В 1947г. был избран депутатом городского Совета депутатов трудящихся, возглавлял комитет по народному образованию, руководил городским комитетом защиты мира. Его работа была высоко оценена. В 1951г. был награжден медалью «За трудовые отличия»; в 1955 – значком «Отличник народного просвещения»; в 1960 – орденом Ленина; в 1963 – почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР; в 1970 – медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина». Выпускники разных лет и разных поколений, учителя, его коллеги помнят Николая Анатольевича как творческого учителя, который всегда умел находить подход к каждому, кого он учил и кем руководил.

Бывшая ученица Г.С.Титова: «Мы восхищались его манерой преподавания, нешаблонной, строго логичной, всем понятной. Мы никогда не стеснялись поделиться с ним самым сокровенным как со старшим товарищем, потому что были уверены: он обязательно поймет. Многим из нас он помог выбрать верный путь в жизни. Он умеет выделить главное в человеке, его задатки, потенциальные возможности. Для педагога это очень важное качество».

Бывшая ученица и коллега, учитель математики Г.Б.Сенатская: «В том, что я тоже стала педагогом, очень большую роль сыграл Николай Анатольевич. На мой взгляд, главная его черта как учителя – преданность школе, ее делам и заботам. Его успехи – плоды постоянного напряженного труда, главная цель которого – служение людям».

Бывшая ученица школы, учитель английского языка И.Н.Поднебеснова: «Талант Николая Анатольевича как директора состоял в том, что он очень продуманно подбирал в педагогический коллектив завучей, завхоза и учителей. Он собирал сведения о том, кого собирался взять на работу, наводя справки у всех, кто его знал. Завучи и завхозы при нем были такие, которых не надо было контролировать и подталкивать: строгие, ответственные, настоящие профессионалы своего дела.

На педсоветах обсуждалась работа каждого учителя, их успехи и промахи, много говорилось и об этике учителя. Все это очень дисциплинировало коллектив. Строгий контроль директора проявлялся во всем. В моей памяти Николай Анатольевич остался как умный и интеллигентный человек. Меня всякий раз поражала его способность так выступить на августовском педсовете, что хотелось прийти 1 сентября в класс и работать по-другому, по-новому, более интересно, творчески, добросовестно. Николай Анатольевич любил зайти в учительскую пообщаться. Но, если кто-то пытался заговорить о своей проблеме, он останавливал этого человека и приглашал: «Пожалуйте ко мне в кабинет». Он был чуток ко всем просьбам, но всегда напутствовал педагогов так: «Учитель-воспитатель состоялся, если он сам справляется с учеником, а если он идет за помощью к директору, он расписывается в собственном бессилии».

Если Николай Анатольевич выходил из кабинета и шел по коридору, что было крайне редко, буквально все ученики вытягивались в струнку вдоль стен, не смея шевельнуться, а директор шествовал важно, медленно, слегка прихрамывая».

Безусловно, Николай Анатольевич сыграл большую роль в становлении высокого авторитета нашей школы в городе. Ее знали как лучшую, передовую, обладающую сильным педагогическим коллективом. Он создал не школу микрорайона, какими были большинство ковровских школ, а лучшее городское общеобразовательное учреждение. Многие известные люди города были учениками нашей школы. Многие из них сохранили добрую память о директоре своей школы.

Добавить комментарий