От реального училища до гимназии

В сентябре 2009 гимназия №1 праздновала 100-летний юбилей.

Надворный советник инженер Иван Николаевич Никольский решил создать в Коврове частное реальное училище. Задуманное получилось – в 1907 году осенью в небольшом доме №33 по ул. Московской (ныне Абельмана) стали набираться ума-разума несколько десятков ковровских мальчишек – детей купцов да мещан.

Но через два года дела у советника не заладились – денег на обучение стало катастрофически не хватать. Решили родители вместе с директором обратиться в городскую Думу с просьбой принять училище к себе. Думцы с предложением согласились, и с 1910 года все расходы на обучение детей и содержание училища взял на себя город.

Александр Емельянович Кинс

Год спустя решили новое здание для реалистов построить. Деньги выделили по тем временам большие: 134 тыс. 621 руб. Проект заказали главному городскому архитектору А.Е. Кинсу. Здание получилось красивое – двухэтажное, с большими окнами, широкими лестницами. Место под него выбрали рядом с женской гимназией – на ул. 2-й Ильинской (ныне ул. Барсукова).
Но учиться в новом здании реалистам не довелось – помешала Первая мировая война. Решением городской Думы там разместили лазарет.

А потом и революция пришла – вовсе не до учёбы стало. Первые ученики появились в здании в 1918 г. Только было это уже не реальное училище, а совместная школа второй ступени.

В те годы там преподавал Александр Николаевич Барсуков. Выпускник физмата Московского университета, революционер и учёный. Ему удавалось не только детей учить, а и руководить исполкомом Ковровского комитета РСДРП. Да ещё и учебники математические писать! По ним училось не одно поколение советских школьников. Имя Александра Николаевича первая школа носит с 1974 года.

В 1925 году школа получает новый статус – девятилетки. Были сформированы два старших класса. Там готовили уже настоящих специалистов – счетоводов. Окончил школу – получил готовую профессию. С 1932 г. первая – уже десятилетка. Введена чёткая классно-урочная система. Учителя обязаны были оценки выставлять и преподавать по утверждённым министерством учебникам.

 

123
Школа №1 им.Н.К.Крупской

Интересно, но все эти годы первая школа собственно первой не была. В 30-е ковровские школы почти каждый год меняли порядковые номера – город рос, строились новые здания. Горожане по номерам школы и не называли. Всё больше по месту расположения и цвету: «Артёмка», «лесная», «серая»… И только к 1934 году школа получает свой порядковый номер, который остался неизменным и по сей день, – первая. А ещё имя присвоили – в честь Н. Крупской.

В годы Великой Отечественной преподаватели и учащиеся вновь покинули школу – в ней разместили эвакогоспиталь. Малыши и подростки учились во 2-й и 8-й школах, а старшеклассники обивали пороги военкомата – не до учёбы. Многие ушли на фронт после последнего звонка, и многие не вернулись домой.
В память всех погибших – и учителей, и учеников – на стене гимназии установили памятную плиту.

В 1946 году школьники вернулись в классы. Но то была уже новая школа – мужская. И таковой оставалась до 1954 года. В 60-м школе присвоили новый статус – одиннадцатилетки. Учащиеся получали ещё и рабочую профессию. Во всей стране таких школ было всего пятьдесят.

Вспоминает нынешний директор школы Владимир Николаевич Сперанский, в те годы ученик:
– Два дня в неделю мы проводили в цехах завода имени Дегтярёва. Кто на токаря учился, кто на фрезеровщика…
В 1965 году первая школа становится тем образовательным учреждением, которое знакомо нынешнему поколению. В горкоме партии принимают решение создать на базе первой школу с углублённым изучением английского языка.

Приходят педагоги, о профессионализме и мастерстве которых до сих пор говорят только в превосходной степени. Учитель физики Нина Андриановна Приезжева, математик Сара Давыдовна Эдит, географ Бронислава Израилевна Игорева, учитель английского Людмила Николаевна Красавина.
Сильную преподавательскую команду удалось собрать во многом благодаря директору Николаю Анатольевичу Кислову. Он руководил школой с 1949 по 1982 год.
Хотя начало кадровой политики было положено ещё Иваном Николаевичем Никольским. Он брал на работу преподавателей только с высшим образованием, что было непросто – вузов в царской России было немного.

Здание гимназии
Школа с углубленным изученим английского языка

Сейчас в гимназии 35 педагогов имеют высшую категорию, 17 – первую. Славу ей теперь создают такие педагоги, как Нина Николаевна Шишлянникова, Татьяна Васильевна Кочетова, Ирина Викторовна Корышева. Половина учителей гимназии – бывшие её выпускники, включая и директора, Владимира Николаевича Сперанского. И все уверены: нет почётней дела, чем учительское.

Вспоминает завуч Ирина Викторовна Корышева:
– В том, что педагогика – моё призвание, помогли разобраться учителя и, наверное, одноклассники. Наш 10 «А» был самым сильным в школе, а я круглой отличницей. Мне постоянно давали поручения – подтянуть отстающих. Так вот уже 34 года всё подтягиваю… А любимые учительницы – математик Маргарита Васильевна Тихомирова и физик Нина Андриановна Приезжева – убедили, что физмат – это судьба.

С середины 90-х коллектив работал над присвоением школе статуса гимназии. Нелёгкие были времена, но интересные. Школьники только-только начинали работать на компьютерах, активно внедрялись новые образовательные программы. Это были годы, когда школы получили большую самостоятельность и независимость. Новации только приветствовались. Педагоги первой школы трудились много. Результат – в 1998 году школа получила статус гимназии.

Одним из главных направлений остаётся изучение английского языка. Благодаря помощи министерства образования заключили договор о сотрудничестве с американскими школами города Графтон (Северная Дакота). Несколько десятков русских и американских школьников прошли обучение в России и Америке.
Гимназия продолжает развиваться. Постоянно повышается уровень мастерства педагогов, растёт качество образования. Создана неплохая материально-техническая база. В гимназии два компьютерных класса. Оборудование постоянно обновляется.

В 2006 году гимназия победила на конкурсе среди школ, внедряющих инновационные образовательные программы. Получили миллион от президента, купили мультимедийную технику.

Но главная мечта директора Сперанского – возвести пристройку к основному зданию гимназии. По задумке там будет столовая и начальные классы. Надеется, что в этом году найдутся в бюджете необходимые на усовершенствование проекта полтора миллиона рублей. На условиях софинансирования это вполне возможно.
Оценками своих воспитанников педагоги гимназии гордятся больше, чем собственными успехами. Каждый год по нескольку золотых медалистов, только в прошлом учебном году – 7 медалистов: 2 золотых и 5 серебряных. На городских и областных олимпиадах в числе победителей – ученики гимназии. А в вузы поступает 99% всех выпускников.
За годы существования гимназии педагоги выпустили в жизнь не одну тысячу ковровских мальчишек и девчонок. Многие вернулись в родной город. Именами многих Ковров гордится. Адвокат и писатель Абрам Семёнович Плоткин, почётный гражданин города – выпускник первой школы. Этот список можно продолжать долго. В гимназии целыми династиями учились: от прабабушек до правнуков. И это особенно радует педагогов.

Они уверены – в гимназии особый дух. Его словами не описать. Суть – незыблемые традиции, главная из которых – уважение. Уважение любого человека – и ребёнка, и взрослого. На том и стоит гимназия вот уже целый век! Такой же и оставайся!

Юлия МАЗУРИНА

2 thoughts on “От реального училища до гимназии

  1. Можете сделать лучше и качественнее, готовы поделиться своими снимками/статьями, присоединяйтесь к проекту, будем очень признательны.

Добавить комментарий