Одни из первых под номером один

В девяностых годах всеобщим поветрием было превращение учебных заведений советской формации в нечто новое, заграничное, или в хорошо забытое старое. Техникумы становились колледжами, ПТУ — лицеями, институты — академиями и университетами. Среднюю школу с углубленным изучением английского языка №1 реформы не миновали — в 1998 году она приобрела дореволюционное название «гимназия». Помните песню про «конфетки-бараночки», где были «гимназистки румяные»? Теперь они учатся в МОУ «Гимназия №1 им. А.Н. Барсукова». Свою, уже более чем столетнюю историю, гимназия начала с 1908 года как городское реальное училище, а имя своё получила от А. Барсукова, учёного-математика, преподававшего здесь в начале прошлого века.

Там, где своих не бросают

С тех пор внешний облик гимназии мало чем изменился, разве что появились пристройки хозяйственного назначения. Да и в плане качества образования обошлось без сокрушительных перемен — хорошее только совершенствовалось. Ещё лет тридцать назад о «первой» школе говорили «там все знают английский», что на фоне школ с иностранным на уровне «читать и переводить со словарём» выглядело чем-то вроде Кембриджа. Сейчас, как и раньше, английский язык является профильной дисциплиной, но это не значит, что всё человеческое, помимо «Ду ю спик инглиш?», чуждо гимназии. В десятых-одиннадцатых классах, а по-местному в школе третьей ступени, выделяются ещё два профильных направления — математическое (математика, физика) и филологическое (русский язык, литература). По результатам анкетирования девятиклассников педагоги выявляют склонности учеников к точным или гуманитарным наукам. До сих пор старшие классы перекраивались так: «математики» – налево, «филологи» – направо. Со следующего учебного года статус кво решили не трогать. Зачем делать пертурбации в ученическом коллективе, который сплачивался девять лет, если можно подстроить расписание. «В настоящее время мы работаем по принципу «сколько первых классов приняли, столько потом одиннадцатых выпустим». Набрать пять первых классов, а потом из лучших сделать два выпускных класса – это не наш метод работы», – говорит директор Владимир Сперанский.

И вроде бы недавно здесь тоже набиралось больше классов, а девятиклассники могли кроме названных выбрать юридический и технический профили. Но новые СанПиНы наложили вето на обучение гимназических классов во вторую смену, поэтому от многого пришлось отказаться – учить всех в одну смену элементарно не позволяют площади. Безвыходных положений не бывает, бывают неприятные решения. Если девятиклассник не нашёл для себя нужного профиля в родной гимназии, например, медицинского, то он может забрать документы и пойти в другую школу, где этот профиль предусмотрен. Например, в десятую.

Умники и умницы

Гимназия располагается в северной части города в окружении объектов культурного назначения — первой музыкальной школы, историко-мемориального музея, детской городской библиотеки и городского читального зала. Поэтому сам бог велел гимназистам прививать элементы культурного наследия, как в музыкально-эстетических классах, к примеру. В этих классах с помощью педагогов первой ДМШ ученики начальной школы постигают азы музыкальной грамотности и навыки игры на инструментах. Это если и не откроет им двери в профессиональный мир музыки, но облагородит, как минимум. А уроки музыки, обязательные по программе, используются для хорового пения, что позволяет гимназии иметь хор младших, средних и старших классов.

Портфолио — модное сейчас слово, и в гимназии его используют по-своему. Для кого-то это альбом фотографий в картинных позах, а в «первой» коллекционируют работы учеников на различных конкурсах. Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры с милыми названиями «Кенгуру», «Медвежонок», «Английский бульдог», но от масштабности которых дух захватывает – для гимназистов всего лишь рабочие моменты. Выход на международный уровень – дело, гимназией уже освоенное. В девяностых годах участвовали в программе обмена учениками со школами США. И сейчас в рамках программы «Flex» ученики гимназии регулярно наведываются в страну звёздно-полосатого флага, чтобы на своём опыте ощутить, каково оно, обучение в течение года в американских школах. Только задумайтесь, школьник целый год живёт в чужой стране, где он должен объясняться на хорошем английском языке, иначе его не поймут. Это же не турецкий отель, где обслуживающий персонал понимает смесь французского с нижегородским. И вот в таких непростых, приближенных к боевым, условиях наши становятся лучшими учениками. «Химия там никакая, физика никакая, математика, впрочем, тоже», – вспоминают гимназисты по приезду домой. Похоже, главное для американцев — знание их богатейшей двухсотлетней истории.

КОЗы про розы

Возникает вопрос — что же позволяет гимназии добиваться впечатляющих результатов? Чтобы на него ответить, придётся немного поумничать. Ещё с 1991 года гимназия стала экспериментальной площадкой, на которой отрабатывался «Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования». Правильно, я тоже ничего не понял. Различают традиционную педагогику, поощряющую конвергентное мышление, и инновационную, больше предпочитающую дивергентное мышление. Неужели не стало понятнее? А для решения поставленных задач необходимы КОЗы. Похоже, я сам уже запутался.

Компетентностный подход позволяет принять человеку правильное решение в нестандартной ситуации, вот как мне сейчас. КОЗы же — это компетентностно-ориентированные задания. Если на пальцах, то разрабатываются задания, например, по физике, при решении которых необходимо использовать ещё и знания алгебры и геометрии. Или тексты на тему биологии рассматриваются с точки зрения русского языка и литературы. К сожалению, жизнь частенько преподносит задачки не по конкретному предмету, а в комплексе, и в гимназии учат, как их решать. Взять хотя бы ЕГЭ. Если части А и В требуют стандартного решения, то часть С — это наглядный пример КОЗ.

Когда слова не расходятся с делом

Чтобы всё сказанное не казалось мыльным пузырём, пора слова подкрепить цифрами. Заглянем в рейтинг школ города по результатам ЕГЭ прошлого года. По шести из девяти предметов (русский язык, биология, обществознание, математика, информатика, история) гимназия находится в тройке лидеров.

За 2009-10 г.г. в гимназии было 13 победителей и призёров регионального этапа Всероссийских предметных олимпиад и 21 дипломант Всероссийских и Международных конкурсов. На протяжении многих лет ежегодно гимназия выпускает от 3 до 5 «золотых» медалистов, а «серебряных» – от десятка и выше.

МГУ, МГИМО, МИФИ, РГГУ, РГСУ, СПГУ — это неполный список ВУЗов, на бюджетные места которых поступают выпускники гимназии. Примечательно, что за последние пять лет доля выпускников гимназии, продолживших обучение в ковровской академии, снизилась в два с лишним раза, как это ни печально. Мозги утекают в Москву и Санкт-Петербург. Количество поступивших в ВУЗы выпускников — практически 100%.

Конечно же, ни КОЗы, ни розы не сделали бы той работы, если бы не педагогический коллектив из 49 учителей, причём почти каждый из них – высшей или первой квалификационной категории. Владимир Сперанский, Ирина Корышева, Наталья Лимонова имеют звание заслуженных учителей РФ.

И под занавес стоит упомянуть учебную и материальную базу гимназии, а именно компьютерный класс, АРМ учителя, школьные мастерские, спортивный зал, автопарк. Конечно, наличие двух автомобилей можно назвать автопарком с большой натяжкой, но в гимназии его величают именно так. Зато старшеклассники, решившие изучать автодело, смогут сдать на права без просиживания в автошколе. Отсутствие столовой, а значит, и отсутствие «продлёнки» можно отнести к минусам учебного заведения.
В коридоре первого этажа гимназии рядом с гимназическим гимном висит проект внушительной пристройки к основному зданию. Пока ещё фантастический. Наверное, рано или поздно фантастика станет реальностью, и все минусы станут плюсами.

Е.Проскуров